Техника Карате

Традиционное Карате должно было обеспечить максимальную эффективность на всех дистанциях: дальней (расстояние удара стопой), средней (расстояние удара кулаком), ближней (дистанция захвата за корпус) и в любой ситуации: стоя, на коленях, сидя, лицом к лицу, сбоку, при нападении сзади, с оружием, без оружия, с одним противником, с несколькими и т.д.
Правильное использование техники Карате требует соблюдения ряда принципов, таких как "ки-мэ" (соединение силы тела с силой духа), "хара" (соединение внутренней энергии с силой мышц бедер, живота и поясницы), "дачи" (правильной позиции), а также целого ряда других. Все они постигаются длительной упорной практикой "ката", формальных комплексов, в которых зашифрована вся техника и, что гораздо важнее, вся "идеология" традиционных школ. В традиционном Карате Окинавы ката и кумитэ (вольный бой) были сбалансированы. Одно предполагало другое. В современном Карате произошел явный сдвиг в сторону ката. Если трактовать Карате как искусство самозащиты (чем оно и являлось по крайней мере 500 лет), то одной только практикой ката его не постичь: "В реальном бою я познал эффективность. Эффективность, это умение убивать как можно быстрее" (Мочидзуки Минору).

Стили Карате

Общее число стилей Карате сегодня неизвестно, то ли их несколько сотен, то ли более тысячи. Можно лишь сказать, что по своей сути любой современный стиль так или иначе связан с одним из четырех направлений: Кэнпо-Карате (боевым искусством китайско-окинавского происхождения), Карате-дзюцу (японской боевой версией в духе Мотобу), Карате-до (японской философско-педагогической версией в духе Фунакоси), спортивным Карате (полу контактным или контактным).

Основные стили каратэ
Серин-рю

- окинавский стиль, стойки более высокие, чем это свойственно японскому каратэ. Удары ногами наносятся не выше пояса, т.к. инструктора этой школы считают высокие удары опасными для атакующего из за потери устойчивости и риска получить удар в пах. Обязательное изучение боя с применением холодного оружия: сай, тонфа, нунчакм и т.д.

Исшин-рю.

Основатель Тадзуо Симабуку (1905 - 1975) начал изучать каратэ в 1914 году. Свой стиль создал в 1954 году. Этот стиль создан на базе Серин-рю и Годжиу-рю. Сперва он не нашел поклонников: но со временем американские солдаты и моряки, служившие на базе в Окинаве, из-за близости школы стали активно посещать тренировки. Последствием стало широкое распространение этого стиля в США. Исшин-рю использует типичные окинавские стойки, но в качестве основного удара кулаком использует "уракен", блокирует мускульной стороной предплечья. Поклонники этой школы утверждают, что это более эффективный способ атаки и защиты. Удары вообще-то наносятся ниже пояса, но тe школы в США, которые участвуют в соревнованиях, используют часто и удары ногами в голову.

Годзю-рю.

Основатель Гичин Мияги (188cS-1963) изучал каратэ с 1902 года. В 1915 и 1917гг. посещал Китай. Начал преподавать каратэ в 1917 году в Наха (Окинава). В 1929 году Мияги решил назвать свой стиль Годжю-рю, что означает "мягкий-твердый". Атакующие движения называются го (твердый) и проводятся по прямой линии, в то время, как защитные движения джи (мягкие) совершаются по окружности. Основные стопки: "Санчин" и "Неко аши".
Годзю-рю не нацелена на соревновательную, спортивную сторону, но ее япоская разновидность Годжю-кай, которая восприняла многое от япоских стилей, нацелена на спарринг.
Очень большое влияние уделяется физичсской подготовке, особенно развитию хвата кисти, т. к. стиль обладает большим набором техники бросков и захватов. Свободный спарринг разрешает атаки в пах и борьбу лежа. Из всех стилей Годжю-рю наименее затронут спортивным, соревновательным аспектом и поэтому не очень популярен в своем первоначальном, чистом виде. В США, например, много школ, базирующихся на Годжю-рю, но он сильно видоизменен в угоду спортивным соревнованиям.

Уэши-рю.

Основатель Кабун Уэши (1877 - 1945) изучал боевые стили в Китае в 1897 - 1910 годах у известного мастера ЧоуДзе-хо (1874 - 1926), который был знаменит как своей "железной ладонью", так и как мастер "тигриного стиля", а также как каллиграф, к которому обращались в важных случаях.
После 13 лет обучения вернулся на Окинаву, женился и жил как фермер. Он не обучал никого каратэ. Только в 1924 году, переехав в Вакаяму, он начал обучать молодого окинавца. Позже количество учеников возросло.
Его сын, Канн Уэшц, стал главой школы. Характерны сильные удары ногами; последователи этой школы например, наносят удары пальцами ног. В последнее время наблюдается уклон в сторону спарринговой техники. Традиционалисты считают участие в соревнованиях шагом назад, по их представлениям основа Уэши-рю - это совершенствование техники выполнения ката, т. к. Кабун Уэши неоднократно говорил: "Сэнчин - это все".

Сетокан (Шотокан)

- один из самых популярных стилей каратэ. Основатель сетокана - Гичин Фунакоши изучал каратэ на Окинаве у Итоси и Хигаона. В 1922 году был приглашен из Окинавы в Японию для демонстрации техники каратэ. Первоначальный стиль был сильно похож на окинавский. Наибольший вклад в самостоятельность стиля был сделан сыном Фунакоши - Гико Фунакоши, который привнес новые идеи и довольно сильно видоизменил технику. Стиль характерен своими устойчивыми стойками и мощными, энергичными движениями, очень динамичен. Хотя в сетокан большое внимание уделяется ката, необходимо отметить, что в этих ката многие движения (действия) имеют эстетическую цель, потеряв свое функциональное действие.
Вообще, что касается современных ката (после 1927г.), то с целью придания им эстетически красивых перемещений они утратили свое первоначальное значение. Те, кто хочет учить ката с целью самообороны, должны обраться к старым ката.
Сетокан в Японии получил распространение после войны. Наибольший вклад в распостранение стиля внесли старшие ученики Фунакоши - Накаяма, Обата и Егами. Они организовали японскую ассоциацию каратэ.
После смерти Фунакоши (1957г.) многие инструктора вышли из ассоциации, образовав организацию Сетокан. Они заявили, что спарринг и жесткие методы обучения противоречат моральным принципам Г. Фунакоши.
Японская ассоциация каратэ под руководством Накаямы подготовила группу профессиональных инструкторов, которые, начав обучение этого стиля в разных странах, способствовали его популярности. Деятельность ассоциации резко подняла технический уровень каратэ.
Достаточно сказать, что когда Фунакоши прибыл в Японию, он мог демонстрировать из ката только "кушанку" (канку-дай). Он не знал пять Пипан (Хейан) ката, т. к. его учитель Итоси создал их уже после его отъезда.
Посетив Кодокан, Фукоши был изумлен интенсивностью тренировок дзюдоистов. Ничего подобного он на Окинаве не видел!
Тренировки по сетокану имеют четко продуманную структуру: первый период - это изучение базовой техники, где большое внимание уделяется развитию устойчивости тела в стойках и передвижениях. Изучаются досконально 5 ката Хейан, а так же Текки Шодан.
После третьего киу (коричневый пояс) тренировка сконцентрирована на развитии умения выполнения технических действий в комбинациях, атак же тренируется полувольный спарринг, продолжается изучение ката Бассай-дай, Емпи, Канку-дай и др. После получения первого дана продолжается совершенствование в вольном спарринге и изучаются ката. В сетокане огромное значение уделяется изучению базовой техники.

Вадо-рю

- "путь гармонии" - был основан Хиронори Отзукой, одним из старших учеников Фунакоши. Отзука (родился в 1892г.) изучать боевые единоборства начал с детства. Он тренировался и Шинто-Йошин-рю джиу-джитсу с 13 лет. Наряду с техникой броской и захватов, он изучал специальную систему атеми (удары руками и ногами по жизненно важным точкам тела).
В 1921 году в возрасте 29 лет он стал главой этой школы. Когда Фунакоши в 1929 году начал обучение, Отзука стал одним из первых его учеников. Так как он был мастером уже я своем стиле, у него не заняло много времени изучить карать.
Отзука всегда проявлял интерес к кумитэ (спарринг), но не любил ката. Он был одним из тех мастеров боевого единоборства, которые и стоят у истоков современного спарринга.
В 1934г. он основал свой собственный стиль, где наряду с окинавским каратэ он использовал и свои познания в джиу джитсу. В его стиле используются болевые захваты за кисть руки, броски, техника ухода от ударов.
Это был первый современный стиль каратэ. Стиль включает также девять боевых ката, но сердцем стиля является восемь предварительных методов спарринга.
Стойки в вадо-рю выше, чем в сетокане. Упор сделан не на устойчивость в стойке, а на мобильность в передвижениях. Вадо рю оказал большое влияние на технику ведения спарринга, особенно это касается употребления маваши-гери.
В 1982 году Отзука умер. Вадо-рю сейчас организовано как сеть ассоциаций. Ката видоизменились в сторону сетокановской традиции.

Сито-рю

основан Кенва Мабуни (1893 - 1956) и является сейчас одним из основных стилей, практикуемых в Японии. Мабуни изучал каратэ на Окинаве у Итоси и Хиагоны. Следуя примеру Фунакоши, он начал обучать каратэ в Японии в 1929 году. Свою школу открыл в 1934г. в Осаке.
Из всех японских и окинавских стилей последователи сито-рю изучают наибольшее количество ката, включая все ката Итоси и Хигасна, все ката серин-рю, Сетокана и Годжи-рю, а также, которые создал Мабуни. Около пятидесяти ката!, базовая техника напоминает Сетокан.
После смерти Мабуни школа распалась на независимые группы и ассоциации.

Киокушинкай

. Оснoватель М.Ояма, кореец по происхождению, родился в 1923 году. Этот стиль наиболее известен в мире. Он изучал китайские и корейские стили боевых единоборств перед тем, как уехал и Японию. Здесь ои непродолжительное время занимался у Гичина Фунакоши и Годжю-рю у корейского инструктора Пейчи Со.
Ояма был недоволен эффективностью боевых систем, которыми он занимался. Он удалился в горы, где сам интенсивно тренировался на протяжении полутора лет. Позже он совершил турне по США, где он проводил спарринг с боксерами, профессиональными борцами и просто уличными бойцами, не удовлетворяясь этим, он выступал в качестве своеобразного тореадора в бое с быками, убив троих и поломав рога остальным. Начал обучать каратэ в 1946 году, свою собственную систему создал в 1956 году.
Киокушинкай означает "предельно правдивый стиль". Упор делается больше на боевую эффективность, чем на оздоровительный аспект или развитие моральных качеств.
Сперва Ойама включал ката из сетокана и годжю-рю. Но в 60-х - 70-х годах роль ката упала и техника, а также методы тренировок стали напоминать тайский бокс.Соревнуются по правилам, которые ввел Ойама: Удары кулаком в лицо не наносятся, в пах не наносятся, суставы не атакуются.
Не все инструкторы согласились с Ойамой, с их точки зрения, стиль стал превращаться в тип "кикбоксинга".
Сам же Ойама говорил о вырождении японских и окинавских стилей каратэ, называя их "каратэ-дансинг".
В 50-х годах М.Ояма не раз бросал вызов на поединок ведущим инструкторам каратэ, правда, на вызов никто не осмеливался ответить.
Тренировка по коукушинкаю суровая и требует высокого уровня физической подготовки. Развитие боевого духа поощряется и часто экзаменуется. Один из наиболее суровых экзаменов называется "100 кумитэ", это означает, что надо провести 100 боев против большого круга соперников.
Для киокушинкая характерно структурное единство, редко когда группы инструкторов выходят из Федерации, образуя независимые клубы или ассоциации.
Ниже дан перечень 72 наиболее известных стилей. В скобках указаны основатели стиля, сначала идет фамилия, потом имя:
- Американское Годзю-рю (Урбан Питер)
- Американское Кэнпо-Карате (Паркер Эдмунд)
- Асихара-рю (Асихара Хюдэюки)
- Бутокукан-рю (Кэичи Рэичи)
- Вадо-рю (Оцука Хиронори)
- Дайдо-дзюку (Адзума Такаси)
- Джо Льюис-Карате (Джо Льюис)
- Дзёсинмон-рю (Икэда Хосю)
- Дзэндо-рю (Дзэн Ки)
- ДзюКэндо (Кинрю)
- Досинкан-рю (Итикава Исао)
- Ёсэйкан-рю (Джанкарло Луккези-Борелли)
- Ёсюкай-рю (Ямамото Мамору)
- Исиминэ-рю (Канэсима Синбу)
- Иссин-рю (Симабуку Тацуо)
- Кадзюкэнбо-Кэнпо (Эмперадо Адриано)
- Кара-Хо-Кэнпо (Куоха Сэм)
- Кёкусин-рю (Ояма Масутацу)
- Китайское Годзю-рю (Ван Клиф Рон)
- Кобаяси-рю (Чибана Сёсин)
- Одзё-рю (семья Кодзё)
- Косё-Сёрэй-рю-Кэнпо-Карате (Митосэ Масаёси)
- Косики-Карате (Хисатака Масаюки)
- Кохэйкан-рю (Ониси Эйдзо)
- Кусин-рю (Киндзо Кэнсэй и Уэсима Сансукэ)
- Кэнкокан-Сёрин-дзи-рю (Хисатака Кори)
- Кэнпокан-рю (Мацуяма Синсукэ)
- Кэнпо-Карате (Чжоу Уильям Квай-Сун)
- Кюдокан-Сёрин-рю (Хига Ючоку)
- Мацубаяси-рю (Нагаминэ Сёсин)
- Мацумура-Сёрин-рю (Мацумура Сокон)
- Мотобу-рю (Уэхара Сэйкичи)
- Мотобу-рю-Кэнпо-Карате (Мотобу Чоки)
- Мусиндо-рю (Отомо Рюсё)
- Нанбу-до (Нанбу Ёсинао)
- Окинава Годзю-рю (Мияги Чодзюн)
- Окинава-Кэнпо-Карате (Накамура Сигэру)
- Осака-Кэнпо-Карате (Аоки Ганрю)
- Ото-рю (Тамаэ Хирояси)
- Ояма-рю (Ояма Сигэру)
- Рюкю-Кэнпо-Карате (Оята Сэйю)
- Рюкю-Сёрин-рю (Инаминэ Сэйдзин)
- Рюэй-рю (Накаима Кэнко)
- Санкюкай-рю, или Нанбу-кэйсэй-рю (Нанбу Ёсинао)
- Сано-рю, или Ёсэйкан-рю (Сано Тэруо)
- Сато-дзюку (Сато Кацуаки)
- Сёбаяси-рю, или Сёрин-рю (Кян Чотоку)
- Сёрин-дзи-рю, или Кян-рю (Накадзато Дзоэн)
- Сёриндзи-рю (Ким Ричард)
- Сёринкан-рю (Накадзато Сюгоро)
- Сёрин-рю: (Симабуку Эйдзо)
- Сётокай-рю (Эгами Сигэру)
- Сётокан-рю (семья Фунакоси)
- Сидокан-рю (Соэно Ёсидзи)
- Синдо-Сидзэн-рю (Кониси Ясухиро)
- Сито-рю (Мабуни Кэнва)
- Сито-рю (Сирома Синпан)
- Сито-рю-Кэнпо-Карате (Уэчи Канэй)
- Сэйдо-дзюку (Накамура Тадаси)
- Сэйдокан-рю (Тома Сиан)
- Сэйдокан-рю (Исии Кадзуёси)
- Сюдокан-рю (Ханауэ Тоси)
- Сюкокай-рю, или Тани-Ха-Сито-рю (Тани Ходзиро)
- Тайсиндо-рю (шри Кантарао)
- Тодзан-рю (Канасиро Кэнсэй)
- Тодзан-рю (Канэсима Синсукэ)
- Тун-рю (Киода Юхацу)
- Уэчи-рю (Уэчи Канбун)
- Чак Норрис Карате (Норрис Чак)
- Чито-рю (Читосэ Цуёси)
- Чубу-Сёрин-рю, или Сэйбукан-рю (Симабукуро Дзэнрё)
- Хакучо-рю, или Сукунай-Хаяси-рю (Сокэн Хохан)


Наверх.
Hosted by uCoz